К итогам саммита ЕС-Центральная Азия: перспективы многостороннего диалога

Опубликовано: 06.11.2022

К итогам саммита ЕС-Центральная Азия: перспективы многостороннего диалога

Сегодня человеку XXI века, бегло знакомому с основами классической геополитики становится очевидным, что высказанная в 1919 году профессором Оксфордского университета Хэлфордом Дж. Маккиндером идея о «Хартленде», ставшая отправной точкой для развития классической геостратегии окажется в чем-то пророческой.

Хартленд (ось мира), куда входит и регион Центральной Азии со времен первого раунда «Большой игры» был интересен крупным игрокам. Сегодня ситуация повторяется, но на новом витке. Внешние игроки, такие как Россия, США, ЕС, Китай и др. активно борются за возможность участвовать в развитии ситуации в регионе.

Выражением этого интереса стала своеобразная формула центральноазиатской геополитики, выразившейся в формуле «С5+1». Прошедший в Астане 27 октября саммит «ЕС — Центральная Азия» снова актуализировал дискуссии о роли Европейского Союза в геополитике региона.

Весьма символично, что саммит в формате «ЕС-Центральная Азия» прошел накануне 30-летия установления дипломатических отношений между странами Центральной Азии и Европейским Союзом. Это хороший повод подвести итоги, и наметить новые горизонты развития.

Стремительно меняющийся мир заставляет страны Центральной Азии внимательно следить за ситуацией и по возможности оперативно реагировать на новые вызовы и угрозы. Укрепление доверия, развития духа сотрудничество — вот то, что необходимо миру сегодня. В непростое время и жителям Центральной Азии, и гражданам ЕС как никогда важно устанавливать новые, прочные связи.

Выступая на саммите, Президент Казахстана К. К. Токаев отметил «Казахстан может предложить более 100 видов обработанных товаров на сумму около $1,5 млрд в год в таких отраслях, как машиностроение, производство железа и стали, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Перспективная тематика — продовольственная безопасность. Как вам известно, мы ежегодно экспортируем более 5 млн тонн пшеницы, в том числе в страны ЕС. За последний год наш экспорт продовольственных товаров в ЕС увеличился на 32% и превысил $630 млн. Поэтому Казахстан мог бы продолжать поставлять сельхозпродукцию и минеральные удобрения в страны ЕС. Отдельная тема — это «зеленая» энергетика. Я полагаю, что здесь мы также могли бы тесно сотрудничать. В целом, хотел бы выразить уверенность в том, что сотрудничество между Казахстаном и Европейским Союзом будет продолжаться».

Узбекский лидер Шавкат Мирзиёев предложил перспективную инициативу, призвав учредить Комитет экономического сотрудничества «Евросоюз — Центральная Азия», а также выработать стратегическую программу по углублению торгово-экономического сотрудничества.

Садыр Жапаров остановился на транзитном потенциале Центральной Азии.

Эмомали Рахмон поблагодарил руководство Европейского Союза за помощь в период пандемии COVID-19 и высказался о возможности расширения сотрудничества стран ЦА и ЕС по важным направлениям торговли, экономики, продовольственной безопасности, сельского хозяйства, транспорта, логистики и энергетики.

Итоги европейско-центральноазиатского диалога в Астане в очередной раз поднимают вопрос о том, есть ли у европейцев конкретный план и возможности для укрепления своих позиций?

С учетом того, что первая стратегии ЕС в Центральной Азии была не в полной степени успешна, и модернизирована в 2019 году под изменившиеся реалии. Новый диалог показывает растущую значимость Центральноазиатского региона для ЕС, его огромные энергетические ресурсы, а также значительный рыночный потенциал.

Достаточно вспомнить, что Казахстан является четвертым поставщиком сырой нефти в ЕС, а 70 млн. жителей, 35% из которых моложе 15 лет это перспективный рынок сбыта.

Базовый интерес ЕС в регионе состоит в сохранении стабильности. Подозрительность вызывает участие некоторых стран Центральной Азии в схемах «серого» импорта, которые РФ реализует для обхода санкций. В восьмом пакете антироссийских санкций ЕС получил возможность вводить ограничения против компаний и людей из третьих стран, которые помогают России, хотя это несет и риски для самой Европы. В Брюсселе хорошо понимают, что активные попытки накрыть страны ЦА санкционным колпаком просто развернут республики еще больше в сторону Китаю и России.

Сложность геостратегии ЕС, заключается в том, что он на монолитен, его участники имеют разную степень интереса к Центральной Азии. Хотя Казахстан воспринимается как значимый партнер ввиду присутствия в стране крупных европейских компаний, в том числе в нефтегазовой сфере, так и в связи с более активной взаимной торговлей между Казахстаном и ЕС.

После начала военных действий в Украине более выраженными стали настороженные взгляды на сферы безопасности в ЦАР, по причине того, что большинство стран региона участвуют либо в ЕАЭС, либо входят в ОДКБ.

ЕС активно работает над поиском альтернативных путей поставок энергоносителей, чтобы сократить свою зависимость от России, делая основную ставку на Азербайджан, Казахстан и Туркменистан.

В связи с выраженным напряжением в сфере безопасности актуальным становится развитие военно-технического сотрудничества. И здесь в приоритете Турция, где Узбекистан и Кыргызстан активно закупают военные беспилотники. В казахстанской военной доктрине подчеркивается необходимость сотрудничества с иностранными компаниями для поставок современного вооружения и военной техники, трансферта технологий и создания совместных предприятий.

Европейскому Союзу необходимо прекратить относится к Центральной Азии как периферийной, сырьевой зоны пяти «станов». Но здесь важна и позиция самих республик региона, важно самостоятельно работать над формированием собственной повестки дня для развития. Повышение конкурентоспособности региона повысит его привлекательность для внешних игроков. Месседж диалога между ЕС и странами ЦА состоит в том, что сегодня необходимо строить мосты, а не стены. Активные шаги по развитию региональной кооперации позволят не только раскрыть экономический потенциал всего региона, но также стать эффективной защитой от недружественных экономических, политических и идеологических интервенций со стороны старых и новых мировых центров влияния.