Казахстан-2016: земли хватит на всех

Опубликовано: 16.11.2016

Казахстан-2016: земли хватит на всех

Программа «Нурлы жер», разработка которой стала одним из первых «проверочных заданий» для правительства Бакытжана Сагинтаева, по мнению экспертов, может зарядить социальным оптимизмом миллионы казахстанцев. Ее ключевое условие – выделение 600 тыс. участков под строительство домов – предоставляет внутренним мигрантам из депрессивных районов редкую возможность преодолеть «черту оседлости» и самостоятельно построить жилье в экономически активных регионах. Однако эксперты предостерегают, что эффект может быть прямо противоположным, если программа станет очередной площадкой для обкатки непрозрачных схем распределения земли.

 Земельный вопрос испортил казахстанцев?

Напомним, что президент поручил разработать программу жилищного строительства «Нурлы жер» на памятном расширенном заседании правительства в сентябре, когда Бакытжан Сагинтаев впервые предстал в публичном пространстве в новом качестве главы Кабмина. Возможно, это обстоятельство мотивирует премьера для того, чтобы и разработка, и реализация программы оказались на высоте.

Законное право казахстанцев на получение 10 соток земли под индивидуально жилищное строительство было законодательно закреплено еще в Земельном кодексе 2003 года. Однако до последнего времени эта норма фактически бездействовала. Акиматы – администрации областей и городов – находили множество отговорок для отказа, ссылаясь на отсутствие подведенной инфраструктуры и даже на… нехватку земли, что для девятого по территории в мире Казахстана звучит несколько неожиданно. Таким образом, за 13 лет бездействия нормы образовалась очередь из 1,2 млн человек, желающих получить землю.

Политолог Берик Абдыгалиев указывает на то, что вопрос о выделении участков для индивидуального строительства актуализировался во время дебатов вокруг земельной реформы, развернувшихся весной нынешнего года:

«Хотя поправки в Земельный кодекс касались, прежде всего, земель сельхозназначения, для населения оказались более актуальными не столько вопросы аренды земли иностранцами, сколько невозможность реализовать свое законное право на получение участка», - подчеркивает Абдыгалиев.

Эксперт, входивший в состав общественной комиссии по земельной реформе, также напомнил, что свыше 70% звонков, поступивших в кризисные call-центры, касались именно этого вопроса.

Общественный деятель, кандидат экономических наук Талгат Абдижапаров считает, что «Нурлы жер» это, пожалуй, первая за долгое время программа экономического блока, которая позволит добиться мощного социального эффекта – снять напряженность, связанную с жилищными проблемами и внутренними мигрантами.

«В последние годы, особенно в период кризиса, наше правительство стало провайдером услуг для предпринимателей и банков, которые заняли по отношению к государству иждивенческую позицию. Принимаются различные дотационные программы, которые стимулируют бизнес – будь то агросектор, дорожно-строительная отрасль, машиностроение. Так вот, «Нурлы жер» - это первая программа для людей и про людей. Самый главный эффект, который невозможно просчитать, но который мы сразу получили, - это социальный оптимизм», - считает эксперт.

Абдижапаров отмечает, что вокруг Астаны и Алматы сегодня, по сути, сформировались «пояса бедности» - стихийные жилые массивы с беспорядочной застройкой и неустроенным населением, не имеющим ни прописки, ни постоянных доходов.

«Проблему этих «поясов бедности» можно решить в рамках программ развития алматинской и астанинской агломерации с помощью инструментов предоставления земельных участков», - говорит эксперт.

По мнению Абдижапарова, программа также создаст мощнейший стимул для развития внутреннего потенциала регионов. В частности, он привел пример Кызлординской и Актюбинской областей, руководство которых, не ожидая директив от разработчика программы, Министерства национальной экономики, внесли изменения в генеральные планы, определили районы индивидуальной застройки, изыскали резервы и привлекли средства банков развития для подведения инженерной инфраструктуры – дорог, воды, электричества. В частности, в Кызылординской области по такой схеме сегодня выделяется 6 600 участков.

 Подводные камни земельной инициативы

Несмотря на внушаемый программы оптимизм эксперты не исключают, что при отсутствии должной проработки она создаст благодарную почву для спекуляции и коррупции.

«Главное, чтобы раздача земельных участков не привела к появлению спекулятивных схем получения земли и ее перепродажи, как это у нас нередко случается. Думаю, чтобы избежать этого, необходимо установить определенные ограничения: передавать землю в собственность только после строительства дома, запретить продажу участка в течение пяти лет», - говорит Берик Абдыгалиев.

Талгат Абдижапаров считает, что главным условием успешной реализации программы является отказ от «ложного стимулирования» строительного сектора путем наделения отдельных компаний эксклюзивными правами на застройку новых жилых массивов.

«Строительным компаниям там делать нечего – люди сами должны выбирать подрядчиков. Сегодня на возведении объектов ЭКСПО-2017 в Астане задействовано 10-12 тыс. строителей, после их сдачи в эксплуатацию высвободятся десятки тысяч рабочих рук – именно из их числа можно создавать бригады для частных подрядов. Это позволит существенно снизить себестоимость строительства. Необходимо убрать любые препоны – бюрократические, административные – установить понятные правила оформления проектов жилых домов. Это должны быть добротные проекты, соответствующие эстетическому виду городов и там, где это надо, требованиям сейсмостойкости», - подчеркивает общественный деятель.

Абдыгалиев акцентирует еще один важный аспект программы. Участки должны передаваться населению только с готовой инженерной инфраструктурой: с подведенной водой, электроэнергией, канализацией, дорогами – считает эксперт.

«У нас был печальный опыт, когда народ набрал участки под Алматы и Астаной, построил дома и долгие годы прозябал без воды и света, поскольку по генеральному плану развития городов подводка инженерных сетей к этим стихийно образовавшимся жилым массивам предусмотрена не была. Учитывая, что строительство инфраструктуры - вопрос дорогостоящий, думаю, это ключевая проблема программы «Нурлы жер», - считает политолог.

Пару месяцев назад Министерство нацэкономики заявило в СМИ, что государство будет строить инженерные сети и предоставлять гражданам участки при условии возмещения затрат на инфраструктуру. Однако с большой долей вероятности это требование будет пересмотрено, поскольку, как правило, на участки претендуют люди невысокого материального достатка.

 Чтобы не получилось, как всегда

Депутат Мажилиса, нижней палаты казахстанского парламента, от Коммунистической народной партии Казахстана Айкын Конуров, комментируя перспективы программы, отметил, что, к сожалению, без президентского «нагоняя» и здесь не обошлось.

«Поражает, с какой скоростью чиновники меняют свои взгляды на вопрос обеспечения граждан земельными участками с инфраструктурой. Чуть больше года назад правительство доказывало, что ни денег, ни возможностей нет, и только после «нагоняя» президента их взгляды изменились и средства нашлись. Считаю важным, чтобы правительство и акиматы обеспечили прозрачный механизм распределения участков и абсолютно понятный процесс ценообразования на подведенную к участкам инфраструктуру. Без этих условий программа рискует превратиться в очередное «хотели, как лучше, а получилось, как всегда» со всеми вытекающими последствиями в виде разоблачений, обвинений, арестов и покаяний», - констатирует депутат.

По мнению мажилисмена, в данном случае не помешало бы внедрить институт личной ответственности акимов за реализацию программы.

«Без реального общественного контроля избежать злоупотреблений будет трудно. Необходимо «развязать руки» местным ревизионным комиссиям и общественным советам, превратив их в реальные институты контроля, а не «друзей акимов», - подчеркивает Конуров.

Депутат согласен с экспертами в том, что одно только заявление и предоставлении земельных участков повысило оптимистический настрой граждан. В то же время он указывает на социальные риски в случае срыва программы.

«Строительство хозспособом для многих сегодня является едва ли не единственным шансом обрести крышу над головой. Если программа будет пробуксовывать по вине чиновников, то это станет еще одним камнем в стене непонимания между простыми людьми и органами власти», - подытоживает мажилисмен.

Надеемся, пожелания экспертов будут учтены разработчиками программы, презентация которой, возможно, состоится до конца года.

Жанар Тулиндинова.