Конституционная реформа в Казахстане: косметический ремонт или кардинальное преображение?

Опубликовано: 19.01.2017

Конституционная реформа в Казахстане: косметический ремонт или кардинальное преображение?

Громкие отставки и аресты последних дней, скандализировавшие казахстанское общество, несколько затмили новость о создании рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти.

Между тем, на днях в Астане прошло первое заседание группы, на которой был презентован ее весьма представительный состав. Помимо руководителя Администрации президента Адильбека Джаксыбекова и его заместителя Талгата Донакова, в нее вошли такие юристы-тяжеловесы, как генпрокурор Жакип Асанов, председатель Верховного суда Кайрат Мами, министр юстиции Марат Бекетаев и председатель Конституционного совета Игорь Рогов. Сенат и Мажилис представлены в лице вице-спикеров - Сергея Громова и Гульмиры Исимбаевой. Научно-экспертное сообщество - директорами, ректорами и профессорами ведущих юридических вузов и научно-исследовательских институтов.

Очевидно, что столь внушительный состав правоохранителей, народных избранников и ученых собрался отнюдь не для решения декларативных задач и принятия косметических поправок.

Надо сказать, что казахстанское общество с традиционным недоверием относится к созданию комиссий, призванных обеспечить реформы, нередко относя их к фасадным инициативам. Так уж сложилось, что отличительной чертой многих публичных дискуссионных площадок в Казахстане, была их нацеленность на «спуск пара» и общественного негодования. Оттого их заседания зачастую напоминали сеансы групповой терапии, а решения носили аморфный, исключительно рекомендательный характер.   

Будет ли так на этот раз или рабочей группе все-таки удастся разработать проект реформы, которые перекроят существующий политический ландшафт в Казахстане?

Как бы то ни было, казахстанское экспертное сообщество уже предлагают комиссии свои идеи относительно перераспределения полномочий между ветвями власти.

 

Парламент должен стать монополистом в законодательной сфере

Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев извлек из загашников, не утратившие, по его мнению, актуальности рекомендации по конституционной реформе, разработанные еще в мае 2012 года. Несмотря на пятилетний срок давности эти идеи, действительно, звучат свежо и своевременно.

Эксперт, в частности, отметил, что основу для относительно спокойного перехода верховной власти могут заложить институциональные изменения политической системы Казахстана – в первую очередь, рост полномочий и авторитета парламента.

Чеботарев привел высказывание Ермухамета Ертысбаева, который в 2012 году в интервью газете «Московский комсомолец» заявлял, что второй глава государства, кем бы он ни был, не будет обладать объемом власти, соизмеримым с полномочиями нынешнего президента. «В постназарбаевский период неизбежно и резко вырастет власть и статус парламента, который реально будет формировать правительство, которое, в свою очередь, станет центральным органом управления в стране» - процитировал Ермухамета Кабидиновича директор ЦАИ «Альтернатива».

Сопоставляя мировую практику и казахстанские реалии, политолог констатировал, что, как и в России, в Казахстане сформировался «суперсильный» институт президентства и «слабый» парламент.

И хотя, по мнению эксперта, на вопрос о том, какая модель государственного правления является наиболее оптимальной для Казахстана, трудно дать однозначный ответ, тем не менее, он выразил уверенность, что целесообразным было бы преобразовать действующую политико-властную систему республики таким образом, чтобы все три ее ключевых института - президент, парламент и правительство - были достаточно сильными в реализации своих властных полномочий.

«Но при этом, чтобы каждый из них четко осуществлял свои функции и полномочия, не вторгаясь в компетенцию других и не создавая дисбаланс в свою пользу», - подчеркивал политолог.

Что касается парламентской республики, то, по мнению эксперта, для ее формирования нужны соответствующие политические, социальные и экономические предпосылки. Он подчеркнул, что при отсутствии таковых введение этой формы правления чревато различными проявлениями дестабилизации политической системы.

В качестве примеров негативного опыта парламентской республики в переходных обществах Чеботарев назвал в докладе Монголию, Молдову, а также соседний Кыргызстан, парламентская модель которого имеет туманные перспективы.

Итак, Андрей Чеботарев предлагает следующие меры, которые бы позволили статус кво между ветвями власти.

Во-первых, отказаться от спорного казахстанского «ноу-хау» – положения Конституции РК, предусматривающего обязательное заключение правительства на разработанные парламентариями законопроекты.

В целом эксперт поддержал идею политических партий праволиберального толка («Азат», «Ак дол»), предлагавших в свое время наделить парламент монополией на осуществление законодательной деятельности (что вполне сообразовывалось бы с его статусом законодательного органа).

Во-вторых, эксперт предложил придать президентскому правлению максимально коллегиальные черты, трансформировав Национальный совет при президенте РК «из откровенно декоративной и формальной структуры в один из ключевых и постоянно действующих институтов политической системы Казахстана».

В-третьих, Чеботарев счел целесообрзаным восстановить упраздненный с принятием действующей Конституции РК институт вице-президента республики, избираемого прямым, всенародным голосованием. «Представляется, что данная мера позволит обеспечить преемственность верховной власти и стабильность политической системы», - подчеркнул Чеботарев.

Еще одной мерой, способствующей повышению авторитета парламента, по мнению политолога, могло бы стать установление четких критериев для роспуска парламента. Крайне здравая идея, учитывая, что нижняя палата парламента в Казахстане распускается с завидной регулярностью и зачастую по каким-то субъективным мотивам.

Наконец, Чеботарев предложил ввести процедуру назначения президентом министров иностранных дел, обороны, внутренних дел и юстиции с согласия парламента, а остальных членов правительства – исключительно по представлению премьер-министра.

По мнению Чеботарева, некоторые из перечисленных мер можно реализовать уже при нынешнем президенте, а действиее других распространить на будущего главу государства.

 

Реформы – залог выживания

Политолог Адиль Каукенов не разделяет уверенности Чеботарева в том, что предстоящая конституционная реформа позволит реально изменить соотношение полномочий между исполнительной, судебной и законодательной властью. В интервью ИА REGNUM он предположил, что предстоящая реформа будет носить исключительно косметический характер.

«Для перераспределения полномочий нужна политическая воля, для чего необходимо обозначить конкретные цели по либерализации, механизмы по достижению и волевым решением к ним прийти. Но самое главное — для такой реформы сверху важно понимание «наверху» жизненной необходимости таких реформ. Однако таких сигналов нет», - уверен Каукенов.

Политолог Султанбек Султангалиев настроен на порядок более оптимистично. Он считает, что конституционная реформа является залогом выживания действующей политической системы, которая утратила инструменты сдержек и противовесов, столь необходимые в транзитный период.

«Необходимость масштабного реформирования ветвей власти назрела давно. Ряд громких коррупционных скандалов, систематический срыв президентских поручений, провал реализации государственных программ ясно сигнализируют о системных сбоях государственного управления. В результате мы имеем неэффективный госаппарат, повсеместную коррупцию и ухудшающееся социальное самочувствие казахстанцев», - констатирует эксперт.

Предстоящие перемены, по мнению Султангалиева, должны укладываться в три ведущих тренда: ослабление президентской вертикали власти, усиление роли парламента (особенно его контрольных полномочий) и кабинета министров во главе с премьер-министром, создание политической системы по аналогии с иранской моделью, в которой значительная роль принадлежит институту духовного лидера нации.

Также, по мнению Султангалиева, целесообразным было бы возвращение к пропорционально-мажоритарной системе парламентских выборов.

«В транзитный период оптимальной будет выглядеть модель управления, в которой духовное лидерство будет принадлежать Первому Президенту - Лидеру нации, формально не являющемуся главой государства, функции спикера от лица власти будет выполнять президент, уравновешиваемый сильным премьер-министром, а также парламентом, в котором помимо ведущих партий будет представлена региональная элита», – подытоживает Султанбек Султангалиев.

Жанар Тулиндинова, пресс-секретарь ЦАИ "Евразийский мониторинг".