РОЛЬ ШОС В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

Опубликовано: 26.09.2022

РОЛЬ ШОС В ФОРМИРОВАНИИ НОВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

Кушалиев Е. Т., аналитик Центра изучения общественных процессов, Казахстанского института общественного развития 
 

Двадцать один год назад пять стран, Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан объявили о создании новой международной организации - Шанхайская организация сотрудничества. В 2017 году на седьмом саммите ШОС в Астане Индия и Пакистан получили полное членство в этой организации, а на последнем саммите в Самарканде в сентябре 2022 года меморандум о вступлении в ШОС подписал Иран.

На данный момент ШОС уверенно можно назвать крупнейшим межстрановым и региональном объединением. С учетом последнего расширения ШОС – это половина территориии и около 60% населения Евразии. Основной задачей ШОС стало сотрудничество в области региональной безопасности, противодщействие терроризму, сепаратизму и экстремизму. При этом страны-участницы сотрудничают и в экономической области, создавая совместные предприятия, свободные торговые зоны и парки высоких технологий.

Потенциально у ШОС есть все шансы стать основой новой региональной структуры, где взаимодействуют игроки разного уровня и формата. Так, участие Китая, Индии и Пакистана определяет в настоящее время баланс сил в направлении Южной-Восточной Азии. У Китая с Пакистаном тесные контакты в инфраструктурной и военной сфере, они называют друг друга «железными братьями» и поддерживают свои контакты против Индии еще со времен холодной войны. Пакистан является главным покупателем военной техники у Китая. К тому же при поддержке КНР активно развивается ядерная инфраструктура и ракетный потенциал Пакистана.

Помимо прочего Китай инвестирует более 62 млрд. долл в Китайско-Пакистанский экономический коридор (КПЭК), делая его самым большим инфраструктурно-энергетическим и экономическим проектом в Южной Азии. Коридор проходит через весь Пакистан от западных городов Китая до портов на побережье Аравийского моря, включает в себя постройку дорог, мостов, трубопроводов, порта Гвадар и железных дорог. Китай тем самым получает путь доставки углеводородов из Персидского залива и развивает отдаленные города в западной провинции. Пакистан же свою очередь находясь между Китаем, Ближним Востоком, Центральной и Южной Азии соединяет эти макрорегионы друг с другом и с помощью китайских инвестиции в энергетическую и транспортную отрасль становится региональным энергетическим и транзитным хабом. Постройка порта Гвадар позволяет не только транспортировать энергоресурсы из Персидского залива, а также в потенциале способствует постройке китайской военной базы в Ормузком проливе, нервирую тем самым Индию и США. Для Индии это грозит изоляции от транзитного коридора в Центральную Азию и потерей важного для Индии региона Джамму и Кашмира.

Индия расценивает коридор как угрозу её безопасности. Конфликт на территории Джамму и Кашмир далек от завершения, и с приходом китайского мегапроекта КПЭК приобретает трёхсторонний характер (Китай, Пакистан и Индия).

У Индии есть свой стратегический план по противодействию росту влияния Китая, это международный транспортный коридор «Север-Юг». Коридор «Север-Юг» проходит через Ормузкий пролив в иранский порт Бандарабаз, далее транзитом идёт через Казахстан, Россию с конечной целью в Европу. В июне 2022 года началась транспортировка по транскаспийскому маршруту, и в первую очередь для России коридор «Север-Юг» позволяет диверсифицировать поставки энергоресурсов из-за угроз Европейского Союза прекратить импорт нефти и газа из России. Однако у данного маршрута есть свои трудности, самым главным из них является что Иран находится под санкциями, что делает транзит через эту страну тяжелым и рискованным. На товары прошедшие транзитом через Иран, также накладывается вторичными санкциями. Но на данный момент всё внимание Запада сосредоточена на войне в Украине, и Иран пользуясь моментом делает все для того, чтобы стать новым торговым маршрутом между Западом и Востоком. Таким образом длительность перевозок между Европой и Ближним Востоком сокращается с 6 недель до 6 дней. Иран в свою очередь приобретает все большее значение для стран Центральной Азии и России как новый транзитный маршрут из-за войны и санкций сухопутные и морские маршруты в Евразии дорожают и становятся слишком рискованными.

Индия годами пытается придерживаться хороших отношений как с Вашингтоном, так и с Москвой. Россия является главным поставщиком военной техники в Индию еще со времен Советского Союза, около 70% военной техники в Индии российского происхождения. Взаимоотношение Нью-Дели и Вашингтона менялась, на протяжении ХХ века США всячески поддерживала Пакистан и решительно заявляла о принадлежности Кашмира Пакистану. С ростом влияния Китая в регионе, Индия и США становятся стратегическими партнерами по сдерживанию Пекина.

В 2021 году США выводит свои войска из Афганистана. Китай и Россия не упускает возможности к налаживанию диалога с новым правительством Афганистана. Для Китая прежде важно обеспечить гарантию безопасности для мусульманской западной части Китая и огромной инвестиции в КПЭК. Афганистан владеет полезными минералами на 6 трлн.долл. Теперь Китай постарается максимально использовать открытую возможность. Для России в свою очередь Афганистан играет роль большую роль в транспортном транзите товаров в порты Южной Азии.

В условиях санкционной войны Россия открыто призывает Китай к интенсификации контактов, надеясь, что отношения с Поднебесной дают возможность заместить недостающие товары и технологии. Однако Китай занимает выжидательную позицию. Прямая конфронтация с коллективным Западом явно не входит в число политических приоритетов Пекина. Ведь основным торговым партнером Китая, как бы парадоксально этого и не было, особенно на фоне напряжения вокруг Тайваня является США. Оборот между Китаем и США составляет пол триллиона долларов, но в глобальном плане США расценивает Китай как угрозу и конкурента. В тоже время товарооборот Китая с Россией составляет 2,1% от общего товарооборота Китая, и исходя из этого становится очевидно, что Китай не собирается рисковать своей экономикой ради РФ. И Китай со своей присущей прагматичностью постарается извлечь для себя максимальную пользу из сложившей ситуации. Во-первых, ЕС планирует ограничить импорт российских энергоресурсов, по этой причине Россия вынуждена выходить на азиатский рынок. Прежде всего это Китай и Индия, в связи с тем, что России больше некому будет продавать нефть и газ, Китай и Индия будет требовать от России скидок на энергоресурсы и это создаст дополнительный рычаг давления на Москву. Во-вторых, Россия теряет свое влияние на Центральную Азию, и Пекин постарается увеличить свое влияние в данном регионе.

Центральная Азия для Китая имеет высокую значимость как для обеспечения энергетической и приграничной безопасности, а также в виде евразийского трансграничного транзитного моста. Для Казахстана сотрудничество с Китаем играет стратегическую роль. Большую роль на уровне регионов играет провинция Цзянсу, в 2014 году был построен казахстанско-китайский логистический терминал в порту Ляньюньган. Из-за санкции наложенных на Россию, Китай пересматривает транзит через Казахстан-Россия-Европа в южном направлении через Турцию. На саммите ШОС 16 сентября Китай, Кыргызстан и Узбекистан подписали соглашение о строительстве железной дороги. К окончанию строительства маршрут должен пройти далее в Турменистан-Иран-Турция и в конечном результате в Европу, начиная новую конкурентную борьбу уже среди центральноазиатских стран.

Другим важным вопросом является обеспечение безопасности Синьцзян-Уйгурского автономного района от трех классических «зол» - экстремизма, терроризма и сепаратизма. Китай на протяжения долгого времени выстраивает добрососедские отношения со странами Центральной Азии и ШОС на данный момент является отличной площадкой для этого. Первым визитом Председателя КНР после коронавирусногой пандемии был Казахстан, а затем в Самарканд на саммит ШОС.

Для Китая прошедший саммит ШОС важно в предверии ХХ съезда Коммунистической Партии Китая. Помимо этого, ШОС играет роль как некий аналог антизападной коалиции G7 для стран оказавшихся под давлением Запада.

Интенсивный диалог на полях Саммита в Самарканде оказался омрачен серией столкновений между Азербайджаном и Арменией, а также между Киргизией и Таджикистаном. Примечательно, что Киргизия, Таджикистан являются участниками ШОС и данный конфликт говорит об отсутствии общей линии сотрудничества между странами-участницами ШОС. И возможно на данном этапе роль ШОС нужно развивать в направлении урегулирования конфликтов. На ШОС можно смотреть под разными углами, как например олицетворение Доктрины Примакова о многополярном мире, или как на легитимацию следующего витка «Большой Игры». Но одно бросается в глаза, что с ростом мирового напряжения возрастает и необходимость стран к диалогу и компромиссам для обеспечения безопасности. Странам-участницам ШОС следует идти по пути сотрудничества, особенно на фоне все возрастающего общемирового накала напряжения и конфликтов.