Казахстан-2015: И снова о кризисе

Опубликовано: 21.10.2015

Казахстан-2015: И снова о кризисе

Новый антикризисный план казахстанского руководства стал одной из главных новостей для СМИ стран ЕАЭС в начале этой недели. Это не первая за последние два года антикризисная инициатива, достаточно вспомнить программу «Нурлы жол», ориентированную на масштабное инфраструктурное развитие. В данном же случае речь пока идет только о намерении в кратчайшие сроки создать комплекснуюантикризисную стратегию. 

  Важно отметить, что тональность высказываний местных экспертов и ученых-экономистов совпадает с формулировками властей страны: ситуация крайне серьезная, нужны чрезвычайные меры не только на бумаге, но и на практике – в режиме «здесь и сейчас». 

 О чем говорил президент Казахстана во время встречи с Каримом Масимовым? Если отталкиваться от официальной информации, то для Нурсултана Назарбаева важнее всего было правильно «политически» настроить главу кабинета министров – «наступает настоящий кризис – более сильный, чем в 2007–2009 годах. В связи с этим поручаю Правительству провести анализ, составить план антикризисной работы, определить необходимые меры и довести до населения». 

  Иными словами, чиновники всех уровней должны быть жестко ориентированы на то, что в ближайшее время ситуация в экономике и социальной сфере не сможет выправиться сама по себе – как результат изменения мировой рыночной конъюнктуры. Если у кого-то из министров и бизнесменов такие ожидания и присутствовали, то события последних месяцев надежду на скорое наступление лучших времен если не похоронили, то сильно пошатнули.  

 Сама тональность высказываний Назарбаева, обращенных к премьеру, наталкивала на мысль о том, что президент РК понимает и другой аспект проблемы – не все министры готовы работать в условиях дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации.  

  Это будет тест не только на профпригодность, но и на умение принимать жесткие и далеко не всегда популярные решения. До настоящего момента все имиджевые издержки СМИ технично сбрасывали на представителей финансового сектора РК, теперь список потенциально непопулярных чиновников может существенно пополниться. 

 Однако в чем конкретно будут заключаться антикризисные новации пока остается невполне очевидным.  

 Судя по краткому изложению президентских идей, речь шла о привлечении иностранных инвестиций, реструктуризации рабочих мест в промышленности и сфере услуг, отказе от государственной поддержки убыточных предприятий. В тоже время, такая поддержка будет оказана "флагманским предприятиям", активно работающим на внутреннем и внешнем рынках, привлекающих инвестиции из частного сектора. Как отметил в своей публикации на страницах Forbes.kz, экономист Тимур Исаев:  "новая антикризисная идеология – прекращать субсидирование неэффективных предприятий, финансирование новых производств за счет Нацфонда. При этом государство отдает себе отчёт в том, что это может привести к падению доходности и сокращению рабочих мест, но готово оказать помощь, чтобы не допустить снижения социального самочувствия граждан".

 Еще одна ключевая фраза Назарбаева - запрет на использование средств из Национального Фонда на строительство новых объектов. Эта установка явно адресована тем чиновникам, кто в Астане и регионах лоббирует новые программы строительства. А это серьезное лобби, с которым Правительству еще предстоит столкнуться. 

 Заметна и «перекличка» с недавним саммитом ВЕЭС с участием Президентов Казахстана, России, Белоруссии, Кыргызстана и Армении.

 Напомним, что именно на астанинской встрече Назарбаев заявил о приоритетности тем безопасности и экономики. Поэтому специально был рассмотрен блок вопросов по развитию интеграционных процессов в рамках объединения, международной деятельности, укреплению сотрудничества с другими интеграционными структурами и странами. Это означает, что Ак Орда рассматривает интеграционный ресурс как один из важных инструментов новой антикризисной стратегии.

Другой вопрос, какие совместные действия могут обеспечить эффект подъема? На уровне политических решений всем очевидно, что выходить из сложных ситуаций нужно через кооперацию усилий, а не разъединение. Однако вопрос совмещения национальных интересов и принципа общей выгоды для ЕАЭС все еще относится к категории "вечных тем" для дискуссий. 

Ревский Александр.

http://ia-centr.ru/expert/21938/