Продвижение позитивного образа ЕАЭС требует формирования нового, евразийского мышления

Опубликовано: 27.10.2015

Продвижение позитивного образа ЕАЭС требует формирования нового, евразийского мышления

Вопросы популяризации образа Евразийского экономического союза в СМИ стран-участниц обсудили эксперты из России, Казахстана и Кыргызстана на круглом столе в Екатеринбурге 23 октября. Мероприятие было организовано Экспертным клубом "Урал-Евразия" при поддержке Уральского федерального университета (УрФУ).

Первая часть круглого стола была посвящена ситуации, которая сложилась вокруг освещения процессов евразийской интеграции в центральноазиатских странах ЕАЭС - Казахстане и Кыргызстане. Во второй части мероприятия были обсуждены вопросы теории и практики формирования и продвижения позитивного образа ЕАЭС в СМИ.

Научный сотрудник РИСИ Максим Лихачев (Екатеринбург) и политолог Максим Крамаренко (Кокшетау, Казахстан) рассмотрели тональность публикаций о ЕАЭС в различных группах казахстанских СМИ (поддерживающих евразийскую тематику, официальный политический дискурс, оппозиционные и националистические ресурсы). Отдельно выделяется сегмент публикаций в социальных сетях, в первую очередь, в Facebook, где обосновались как защитники, так и противники интеграции.

Максим Лихачев отметил, что официальный дискурс в Казахстане стремится деполитизировать тему ЕАЭС и делает акцент на его экономической составляющей, тогда как противники интеграции пытаются выставить объединение попыткой России колонизировать Казахстан и поэтому критикуют лично президента страны Нурсултана Назарбаева за поддержку евразийского проекта. Однако, как показали последние соцопросы, эти оценки разделяются обществом крайне слабо, основная масса населения 80-85% поддерживают участие республики в ЕАЭС.

Максим Крамаренко обратил особое внимание на имеющиеся данные о потреблении информации, подаваемой казахстанскими СМИ, и сделал следующий вывод: "В отчете TNSприводится анализ степени проникновения интернета в различные возрастные группы, согласно которому основными поклонниками WEBа является молодежь в возрасте от 15 до 24 лет – это 91% охвата данной категории населения. Исходя этого можно сделать вывод:  в ближайшие 5-10 лет в Казахстане произойдет смена приоритетов источников информации и на первое место выйдет Интернет" (презентация TNS по медиаметрии в Казахстане в 2015 г.). 

Бишкекский политэкономист Кубат Рахимов напомнил участникам мероприятия, что латентные, скрытые проблемы или конфликты в конечном счете выходят наружу и тогда их решение требует гораздо больших усилий, чем потребовалось для своевременного предупреждения. Именно такая ситуация сейчас складывается в информационном сопровождении евразийской интеграции в СМИ Кыргызстана: по мнению эксперта, информационные границы не совпадают с административными и многие конфликты зарождаются и решаются именно в виртуальной сфере. Тема ЕАЭС пока проигрывает своим конкурентам в регионе.

Генеральный директор PR-агентства “Ньютон" Алексей Глазырин (Екатеринбург) убежден, что "объем публикаций о ЕАЭС совершенно несопоставим с упоминаниями других международных объединений в российских СМИ. За последний месяц в центральных СМИ я насчитал 270 упоминаний о ЕАЭС, и в основном это официозные публикации. Объем публикаций по БРИКС за тот же период составил 2500 (!). Поэтому нельзя сказать, что мы сегодня продвигаем образ ЕАЭС в СМИ или делаем это правильно". То же относится и к новостям о соседях России, где Франции посвящено в несколько раз больше новостей, чем дружественной Армении.

"Позитивный образ формируется на базовых понятиях, на личных впечатлениях и визуальных образах, - уверен эксперт, - а не информации об официальных выступлениях. Массовому сознанию чужды сложные смысловые конструкции, и это нужно учитывать. Более того, если мы говорим о продвижении какого-либо образа, то необходимо говорить, в первую очередь, о целевой аудитории. В случае с ЕАЭС эту аудиторию нужно формировать, нужно формировать новое, евразийское мышление".

Завершил работу круглого стола главный редактор екатеринбургского информационного портала "Накануне.RU" Сергей Хурбатов. Эксперт отметил, что "до региональных СМИ информация о преимуществах беспошлинной политики в рамках ТС и ЕАЭС практически не доходит, мы не знаем, как работа этих организаций влияет на реальный товарообмен между регионами наших стран". 

Журналист уверен, что для эффективного продвижения образа союза "нужны классные совместные проекты, которые давали бы рабочие места и тем самым расширяли культурные контакты между нашими странами. Это были бы отличные поводы для региональных СМИ. Другая проблема: во многом тематику ЕАЭС затемняет повестка Шелкового пути. В частности, актуальность это имеет для Челябинской области, где выстраиваются логистические связи с Китаем". "Таким образом, - подытожил эксперт, - без реальных проектов ЕАЭС рискует оказаться вытесненным "китайским локомотивом"".

С материалам круглого стола можно познакомиться на официальном сайте Клуба, информация о публикации которых своевременно размещается на наших страницах в социальных сетях «Facebook» и «ВКонтакте».

Источник:http://ia-centr.ru/publications/21986/