Исследование степени политизации социальных сетей в Казахстане презентовали эксперты

Опубликовано: 30.03.2023

Исследование степени политизации социальных сетей в Казахстане презентовали эксперты

 

30 марта прошла экспертная дискуссия на тему «Социальные сети Казахстана, настолько ли они политизированы».

 

За круглом столом эксперты обсудили степень политизации социальных сетей в Казахстане и насколько популярен общественно-политический контент. Говоря о политизированности социальных сетей в Казахстане, директор ЦАИ «Евразийский мониторинг» и модератор встречи Алибек Тажибаев отметил, что вопросы будут обсуждаться на фоне прошедших выборов, которые прошли недавно в Казахстане.

 

“Новый смешанный формат выборов показал, как истории успеха, когда популярные блогеры проходят в Мажилис Парламента, так и истории когда наименее популярные блогеры обвиняют систему в том, что они не прошли в парламент. Говоря о социальных сетях Казахстана, то самой популярной является Instagram, на втором месте TikTok и только на третьем месте Facebook”,  - рассуждает Алибек Тажибаев.

 

Об исследовании, проведенном Евразийским мониторингом, направленным на изучение политизированности таких социальных сетей в Казахстане, как YouTube, Instagram, Facebook, TikTok рассказала профессор Высшей школы социальных и гуманитарных наук Международного университета "Астана" Таисия Мармонтова.

 

“Были изучены крупнейшие аккаунты казахстанского сегмента Instagram. Условно говоря, взяли первую двадцатку по популярности аккаунтов, они оказались никак не связаны с векторами политики. Дальше изучили Facebook, где целевая аудитория предполагает наиболее политически настроенный сегмент, средний возраст 25+, 45. Причём, как раз, это люди, которые нацелены на чтение лонгридов. Исследование можно будет посмотреть на сайте Евразийского Мониторинга”, - рассказывает Таисия Мармонтова.

 

Также, своим мнением о политическом контенте в интернете поделился Шавкат Сабиров президент ОЮЛ "Интернет Ассоциация Казахстана".

 

“В своем выступлении, я хотел бы отметить несколько главных моментов. Первое, это то что, к сожалению, за 30 лет мы разучились голосовать и соответственно разучились вести предвыборную кампанию. Это оказалось основным провалом независимых кандидатов. Второе, я хотел особо отметить, что популярные социальные сети в Казахстане, сегодня больше наполнены развлекательным контентом, например Instagram. Если говорить про  Facebook, то можно сказать, что он на 100% политизирован. И последний момент, касается борьбы с контентом на кириллице в интернете”, - отмечает эксперт.

 

Шавкат Сабиров подробнее рассказал о борьбе с контентом на кириллице. К примеру, Google, YouTube, Twitter и Instagram  всему политизированному контенту и контенту на кириллице продвигаться не дают и достаточно сильно урезают трафик.

 

Аналогичное мнение, относительно наполнения контента в социальных сетях более развлекательным форматом, высказал политолог Марат Шибутов.

 

«Если говорить о том, каким образом работают социальные сети в электоральный период, то я все-таки придерживаюсь, мнения о том, что в настоящее время, это не играет особой роли в электоральный период. Как правило, социальные сети работают лишь в том случае, если человек был популярен и без них. И мы видели кандидатов, которые имеют свой определенный авторитет у аудитории, у которых были популярные проекты, и именно они работали на их имидж долгие годы. Думаю, что нам нужно еще немного времени для того, чтобы социальные сети в нашей стране развивались как площадка для электората и для вовлечения людей в процесс выборов», - говорит Шибутов.

 

В заключение экспертного заседания, обсуждался низкий уровень участия в политике и в выборах молодежи. Эксперт и журналист-аналитик Таир Нигманов объяснил причины низкой явки со стороны молодежи на выборах.

 

“Абсолютная правда, что на избирательных участках были в основном представители пожилого поколения. Это связано со своеобразным нонконформизмом, молодёжным протестом. Молодежь не устраивают традиционные способы влияния на политику в виде выборов. Гораздо интереснее, те способы, в которых гораздо выше твоя роль, как личности. Тайное голосование не отражает индивидуальности, куда интереснее постоять с плакатом или же опубликовать какое-то мнение на своей личной странице, где будет везде подчеркиваться личная позиция и индивидуальность”, - заключает эксперт.